форро

Что же такое это загадочное форро?

Форро (что важно, ударение на второе о), оно же forro, оно же forró, как дает определение прекрасная Wikipedia, — это бразильский парный танец, музыкальное направление. Человеку, далекому от Бразилии, это не многое объясняет, не правда ли? Первое, что рисуется в голове — карнавал в Рио и зажигательные танцы под самбу. Но форро очень и очень далеко от карнавала. Давайте же попробуем познакомиться с ним поближе.

Основные вещи, которые сразу стоит узнать о форро:

  • Это действительно направление бразильской музыки и бразильский парный танец, вышедший из народа.
  • Форро может быть как очень простым танцем, так и довольно сложным. Самое прекрасное в нём, что выучить базовый шаг и начать танцевать можно практически за пять минут.
  • Форро — танец для двоих. Со стороны порой может быть не очень интересно смотреть, но мы-то знаем, что внутри идет общение, разговор, обмен эмоциями. И какие это могут быть эмоции!
  • Форро — очень-очень-очень близкий танец. Говорят, что для того, чтобы быть счастливым, надо обнимать не меньше пяти людей в день. Форро — прекрасный способ стать счастливым!

Форро, форро, форро... Можно ещё много чего сказать про этот танец, но прежде чем углубляться в историю и прочие премудрости, посмотрим, как же это выглядит на самом деле. Не зря же говорят, лучше один раз увидеть. И уж тем более лучше, чем читать описание.

В Бразилии

В Европе

В России

История

Как со всеми течениями, которые постепенно зарождаются в народе, сложно сказать, когда конкретно появилось форро. С местом определиться в данном случае гораздо проще. На северо-востоке Бразилии, в сертанах, там, где раскинулись саванны и холмистые степи, где властвовала каатинга, где нещадно палило солнце в сухой сезон и шли ливнивые дожди зимой, где по большим территориям были разбросаны небольшие поселения и основной деятельностью являлось скотовочество и растениеводство на протяжении нескольких веков формировалась бразильская суб-культура «сертанежу», в целом сравнимая с, может более знакомой нам, культорой американских ковбоев, мексиканских вакеро или аргентинских гаучо. И значительной частью жизни людей с северо-востока, или как их ещё называют, нордестчинос, стало форро.

О происхождении слова forró тоже нет достоверной информации. Сейчас существует три основных версии:

  • от слова forrobodó, которое можно перевести как «большая вечеринка» или как «шум, гам». Такая точка зрения была выдвинута бразильским фольклористом Камара Каскуду (Câmara Cascudo), изучавшим северо-восточную Бразилию почти всю свою жизнь. Forrobodó, считается, происходит от forbodó (ломаный вариант слова fauxbourdon), использовавшееся при Португальском дворе для упоминания скучных вечеринок.
  • от английского выражения «for all» (для всех), зародившегося в начале 20го века. Английские инженеры на Великой Западной Железной Дороге(Great Western Railroad) устраивали танцы по выходным как для своего персонала, так и для населения в общем («for all»). Эта теория подтверждается схожей практикой персонала Военно-воздушных сил США, располагавшегося на Natal Air Force Base во время Второй Мировой войны. Многие из опрошенных бразильцев поддерживают эту теорию.
  • произошло от числа локомотивов, которые использовали английские инженеры, утрамбовывая рельсы железной дороги, «40» или «Four-oh», упрощённое бразильцами до «forró».

  • Лично нам нравится первый вариант.

    Можно предположить, что зарождение форро началось с музыки. Жизнь в этих удаленных от центра районах была не простой. После долгого трудового дня люди собирались отдохнуть, кто-нибудь играл, пел. Поэтому и наиболее старые песни, как правило, повествуют о жизни и ежедневных заботах.

    И вот под звуки этих незатейливых мотивчиков люди начинали танцевать. Первоначально шаги были очень простыми — два вправо, два влево. Только спустя очень длительный период времени танец под влиянием других популярных стилей начал обрастать сложными шагами и связками.

    Постепенное распространение форро по всей Бразилии стало происходить ближе к середине 20ого века, когда в поисках работы население Северо-Востока начало мигрировать в промышленные районы юга. И тогда большую роль в популяризации форро сыграли такие музыканты, как Луис Гонзага, Джексон ду Пандейру, Маринес и другие. Сейчас день рождения Луиса Гонзаги — 13 декабря — празднуется как Национальный день форро.

    В 60-е популярность форро стала падать — южане предпочли более яркую самбу и босса-нову. Однако форро не умерло и в 80е годы обрело второе дыхание. Известные исполнители стали включать его в свой репертуар, постепенно адаптируя музыку и слова под современного слушателя. И к концу 20 века форро разделилось на два направления: форро пе де сера и форро естилизаду.

    Традиционными исполнителями форро принято считать так называемые трио, в состав которых входят аккордион (санфона), барабан (забумба) и треугольник. Могут также участвовать агого, гитара, пандейру, но в целом остается исторический рисунок мелодии. Такую музыку обычно называют форро пе де серра. В текстах обычно рассказывается про любовь, чувства, мечты, родной дом. Яркими представителями исполнителей такой музыки можно назвать Trio Nordestino, Trio Juazeiro, Assião.

    Второе направление, форро естилизаду, сформировано под влиянием современных музыкальных тенденций. Меняются музыкальные инструменты, появляется электронная обработка, современные барабаны. Тексты приобретают больше сексуального подтекста, юмора, легкости. Многие форрозейрос склонны не признавать это направление, как «настоящее» форро. Однако оно развивается и пользуется немалой популярностью в современном мире.

    Что же касается развития танца, то по мере его распространения он всё больше впитывал в себя элементы других популярных танцев карибского бассейна. Говорят, что студенты Сан-Паулу первыми стали переделывать под форро различные движения из сальсы, бачаты, самбы и других танцев, а также придумывать какие-то свои элементы. Постепенно образовалось целое направление, так называемое форро университариу, которое приобрело ещё большую популярность и теперь довольно активно распространяется по миру.

    Стоит упомянуть, что в мире форро существует очень много различных стилей и направлений. По тому, как человек танцует, порой можно сказать из какой он части Бразилии, а иногда даже назвать город. Случается, что в разных местностях одни и те же вещи называются разными именами, а иногда наоборот, разные вещи — одним именем. И чтобы не запутаться, надо очень постараться.